Забота о здоровье ваших зубов по всем стандартам качества!

8 (3952) 390-292
2-я Железнодорожная,74

8 (3952) 205-749
Карла-Либкнехта,152

Ребенок в 3 месяца

3 месяцаВашему чуду 3 месяца. Это восхитительно! Каждый месяц малыш радует вас новыми способностями, заново открывая такой знакомый вам мир. Семимильным шагами ускоряется его нервно-психическое и физическое развитие. Поведение крохи становится более осознанным, зрительные, слуховые и осязательные ощущения уже более осмысленны и перестали быть инстинктивными.

Его улыбка стала постоянным спутником — он радуется знакомым лицам и предметам, осознанно машет ручками и ножками, стали более подвижны его туловище и шея. Он постоянно ищет новые образы, обследует пространство, задерживает взгляд на интересных предметах. На четвертом месяце самой интересной игрушкой для малыша является он сам.

Что новенького

улыбка ребенка в 3 месяца

Главное достижение этого месяца — умение держать голову и точно следить за перемещением предмета, будь то игрушка или мамино лицо. Кроме того, на четвертом месяце у большинства детей устанавливается бинокулярное зрение (работа обоих глаз вместе), которое позволяет им оценивать расстояние до предмета и следить за ним.

Ребенок взрослеет на глазах: он уже живо реагирует на звуки, узнает свою маму и радуется ее каждому появлению. Ему теперь вообще гораздо интереснее общаться со взрослыми. При общении малыш улыбается, а иногда даже смеется. Только недавно вы радовались первой улыбке своего красавчика, и вот, не прошло и месяца, как он уже смеется! Веселый смех может вызвать у ребенка и улыбка взрослого, но чаще всего он смеется, когда его щекочут и играют, например подбрасывают вверх.

Пробует произносить гласные звуки (похожие на звуки «а», «ы», «у»).

Как выглядит ребенок в 3 месяца

двойняшки в 3 месяцадевочка в 3 месяца
девочка в три месяцамальчик в 3 месяца
мальчик в три месяца
ребенок в 3 месяцаребенок в три месяца
малыш в 3 месяца

Физическое развитие ребенка в 3 месяца

ребенок в 3 месяцаПостепенно ребенок начинает поворачиваться со спины на бок. Если он не делает это самостоятельно, поиграйте и помогите ему. Показывайте малышу яркие предметы или звучащие игрушки немного в стороне, но в пределах края зрения ребенка. Ребенок повернет голову, а вслед за головой развернет сначала плечи, а затем и туловище. Некоторые дети могут перекатываться и с живота на спину.

В 3 месяца значительная часть детей держат голову по оси тела. Переведенный в положение сидя, ребенок держит голову прямо несколько секунд, перед тем как она заваливается вперед. Спина все еще круглая.

Находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, ребенок достаточно хорошо держит голову и туловище.

В положении лежа на животе, ребенок опирается на предплечья. Именно за счет опоры на предплечья к 3,5 месяца малыш может поднимать голову почти до угла в 90 градусов, держать ее прямо и пытаться смотреть перед собой, а пальцами делать попытки царапать поверхность перед собой.

ребенок поднимает голову в 3 месяца

Тест
Если поставить ребенка ногами на твердую поверхность и поддерживать под мышки, то он может периодически по несколько секунд упираться в нее ногами. Но ноги пока что еще согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Использовать это моторное умение ребенка в качестве физического упражнения не следует, потому что опорно-двигательный аппарат еще не готов к стоянию и ходьбе.

Внимание!

Если ребенок при этом тесте сильно упирается выпрямленными ногами, становится на носки, а при наклоне верхней части тела вперед делает повторные и быстрые шаговые движения, необходимо немедленно обращаться к детскому неврологу. Такое стояние и походка не являются признаками ускоренного развития ребенка. Наоборот, это признак отставания и поражения мозга. Ведь такое «стояние» и «хождение» являются нормальными только для первых недель жизни. Это так называемая автоматизированная походка новорожденного, доставшаяся нам еще от обезьян. Некоторые модные методики ускоренного развития детей злоупотребляют этим и другими «обезьяньими» рефлексами. Их авторы утверждают, что дети с рождения уже умеют ходить и ползать. Не обладая необходимыми научными знаниями, они не понимают, что эти рефлексы лишь внешне напоминают настоящие двигательные акты человека.

В этот период становятся разнообразными мелкие движения рук, можно даже говорить о сознательности многих движений.

С 3,5 месяца сводит кисти вместе и играет своими пальчиками. Ближе к 4 месяцам прижимает ладошки одну к другой, а затем разводит их.

Тест-игра
При появлении в поле зрения ребенка яркой и тем более новой игрушки можно наблюдать движения обеих рук в направлении этой игрушки с попыткой ее потрогать и захватить. Так проявляется хватательная функция.

Тест-игра-упражнение
Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Все время разговаривайте с ребенком, называйте свои действия. Ближе к 4 месяцам наряду с названием действий произносите и те звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т. п. Это будет способствовать развитию речи малыша.

Продолжайте использовать специальное коромысло-трапецию-турничок с игрушками, прикрепляемое к кроватке или манежу. С возрастом меняется использование этих игрушек. От простого разглядывания (в 1 месяц) и касания (в 2 месяца) ребенок с 3 месяцев переходит к захвату игрушки. Расстояние до игрушки — вытянутые руки ребенка или ниже. Качающиеся игрушки хватать трудно: они отталкиваются от рук ребенка, — поэтому они начинают его раздражать. Игрушки должны быть хорошо зафиксированы и почти неподвижны. Если они подвижны, то должны быть хотя бы удобны для захвата, поэтому не надо подвешивать шары, гладкие округлые предметы и т. д. Лучше подвешивать кольца, колокольчики и т. д. Еще до того, как ребенок научится хорошо захватывать игрушку и тянуть ее в рот, надо позаботиться о безопасности малыша. Перекладина (коромысло) должна быть надежно прикреплена к кроватке или манежу, чтобы ребенок не стянул ее на себя вместе с игрушкой. Сама игрушка должна быть достаточно крупной и надежно фиксированной к коромыслу, чтобы ребенок не мог ее проглотить. В 3 месяца ребенок уже сознательно бьет ручками по висящим игрушкам. Если игрушки подвешены на разных уровнях, то ребенок сознательно бьет по нижним игрушкам, потом останавливается и наблюдает, как двигаются и издают звук игрушки, подвешенные вверху.

Полезно также приобрести специальный развивающий коврик с неровностями и пришитыми к нему предметами для их захвата и ощупывания ребенком, лежащим на животе.

развивающий коврик

Во время кормления малыш начинает придерживать своими руками бутылочку или грудь матери.

В этом возрасте у здорового ребенка во время активного бодрствования иногда может наблюдаться беспокойство языка: его периодическое высовывание, движения вперед и назад.

Внимание!

Если подобное беспокойство остается и при приеме пищи и тем более мешает еде или сопровождается другими отклонениями в развитии, необходимо обратиться к неврологу.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца

фиксирование взгляда ребенкомЗрение. Малыш самостоятельно фиксиpует взгляд сначала на находящихся вблизи неподвижных предметах, позднее рассматривает предметы в комнате. Несколько минут он может рассматривать один объект, переводит взгляд с одного предмета на другой.

Фиксирует взгляд на вашем лице, когда кто-нибудь другой держит ребенка на руках в вертикальном положении напротив вас. Четкая и устойчивая реакция «глаза в глаза» при кормлении грудью или общении со взрослым.

Следит взглядом за перемещениями и крупными движениями взрослых, попавших в ближнее поле зрения ребенка, смотрит вслед уходящему.

Тест
Ребенок уверенно npослеживает глазами и поворотом головы за тем, как вы перемещаете игрушку по всем направлениям: не только горизонтально — вправо-влево, но и вертикально — вверх-вниз. Расстояние до яркой игрушки, за которой может следить взглядом, увеличивается до двух метров.

Сходящееся косоглазие проявляется все реже и реже — только при очень близком рассматривании предмета. При сходящемся косоглазии линии взгляда и зрачки расположены не параллельно, а смещены внутрь — к средней линии лица. То есть при этом ребенок «косит» к носу.

Внимание!

Косоглазие только со стороны одного глаза (больной глаз может косить то внутрь, то наружу) или стойкое двухстороннее сходящееся косоглазие при взгляде вдаль является основанием для визита к окулисту.

К концу этого месяца жизни появляется так называемый комплекс оживления — позитивная эмоциональная реакция ребенка в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Для того чтобы вызвать этот комплекс, надо наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы он зафиксировал взгляд на вашем лице. Минуту-другую ласково разговаривайте с ребенком и улыбайтесь. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем он улыбнется, задвигает ручками и ножками и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков.

реагирование на звук ребенка в 3 месяцаСлух. Если мать или хорошо знакомый человек подходит сзади к ребенку, лежащему или находящемуся на руках, и заговаривает с ним, находясь вне поля его зрения, то малыш поворачивает глаза или голову в сторону говорящего и иногда находит его своим взглядом.

В этом возрасте ребенок часто отвечает улыбкой на разговор, начинает отличать по внешнему виду ухаживающего за ним взрослого, мать от других: улыбается ей больше, чем другому взрослому. Если к кроватке ребенка подходит мать и наклоняется над ним, он смотрит на нее внимательно и выжидающе. При ее разговоре с ребенком тот радостно улыбается, иногда гулит. Если подходит малознакомый взрослый, малыш смотрит на него спокойно, без улыбки. Если тот молчит, то ребенок переводит взгляд в сторону. Если мать уходит и сразу после матери к ребенку наклоняется «чужой», ребенок выражает недовольство, не сразу переводит взгляд на «чужого».

Некоторые дети уже по достижении 3 месяцев начинают различать интонации голоса и по-разному на них реагировать. Если с ребенком говорят ласково, то он улыбается и оживляется. В случае упрека, раздраженного голоса появляется отрицательная реакция.

Предречевое развитие ребенка в 3 месяца

Интонации и различия крика, описанные на предыдущих этапах, становятся ярче выраженными и лучше различаются не только матерью, но и другими близкими. Звуковое выражение эмоции недовольства созревает и становится более развитым — вместо крика чаще отмечается хныканье и плач. В отличие от крика, эти звуки прерывисты и в меньшей степени сопровождаются двигательным беспокойством.

Ребенок начинает смеяться и повизгивать в ответ на радостное общение взрослого с ним: заигрывание, щекотание шеи или груди и т. д. Во время комплекса оживления при заигрывании взрослого и во время комфортного бодрствования после еды характерны агуканье или гуление. При гулении продолжают преобладать гласные звуки, но все чаще в сочетании с нечетко произносимыми согласными: «б-у», «в-и», «а-а-бм-бм», «бль», «у-гу», «бу» и т. д.

До 3 месяцев доречевая активность осуществлялась независимо от использования слуха. После 3 месяцев ребенок начинает произносить звуки под контролем слуха. Поэтому становится возможным настоящий диалог с ребенком: вы повторяете за ребенком его звуки или слоги, он при этом замолкает и прислушивается к вам, а затем начинает гулить активнее и громче. Вы можете стимулировать диалог, ускоряя и замедляя темп речи. Аналогичный эффект достигается также изменением громкости голоса. Постепенно в свою очередь и ребенок в своем гулении начинает подражать вашим звукам и их интонации. Во время такого разговора необходимо, чтобы ребенок видел ваше лицо, всматривался в вашу мимику во время произнесения звуков и пытался воспроизводить не только звуки, но и ваше выражение лица и мимические движения.

Постоянно разговаривайте с ребенком, когда ухаживаете за ним или находитесь рядом с ним. Любые свои действия сопровождайте словами. Когда кормите, говорите: «Открой ротик»; когда одеваете — «Давай ручку»; когда играете — «Возьми мишку», и т. д. Называйте ребенка по имени, а не «малыш», «детка» и т. д.

Денверский тест в 3 месяца

ребенок в 3 месяца

Грубые движения — Лежа на животе, приподнимается на локтях.

Тонкие движения — Следит взглядом в диапазоне 180 градусов, моргает в ответ на зрительный раздражитель.

Полезные советы и ответы на вопросы

Как кормить ребенка в 3 месяца

ребенок на искусственном вскармливанииГрудное вскармливание: обычно 10–12 кормлений в течение дня и 2–4 ночью. Число непродолжительных прикладываний у ребенка 3 месяцев заметно сокращается. Во время кормлений малыш часто отрывается от груди. Ночные перерывы в кормлении составляют обычно 2,5–3,5 часа.

Во время кормления малыш еще больше, чем на третьем месяце, отвлекается. Не стоит его за это ругать или отнимать грудь. Будьте терпеливы и спокойно ждите, когда он опять примется сосать.

Если малыш на ИВ
Суточный объем смеси — от 2 до 4 месяцев 800–1050мл (800–900мл) или так — с двух до четырёх месяцев 1/6 массы тела — 750–800 мл смеси.

Необходимо помнить, что кратность кормления ребенка до 1 года:

  • С первых дней жизни до 3 месяцев — 7–8 кормлений.
  • 4–6 месяцев — 6 кормлений.
  • 6–12 месяцев — 5 кормлений.

Какой стул у ребенка в 3 месяца? И сколько он писает?

Стул ребенка на грудном вскармливании становится более регулярным и однородным, в виде сметанообразной массы. Периодичность может быть различной: ежедневно примерно в одно и то же время; до 5 раз в день, стул кислый; и даже один раз в 2–5 дней. Это нормальное явление для детей 3–4-го месяца жизни, находящихся на исключительно грудном вскармливании — если стул по-прежнему мягкий, ребенок не нуждается в клизмах и слабительных.

Дети от трех месяцев до одного года мочатся 12–16 раз.

Примерный режим ребенка в 3 месяца

сон ребенкаНочной сон ребенка 3 месяцев длится около 10 часов, обычно присутствуют 2–4 кормления между 4 и 8 часами. Днем остаются 2 длинных — по 1–2 часа и 2 коротких сна — по 30–40 минут. Малыш по-прежнему довольно долго засыпает (20–30 минут), посасывая грудь. Примерно в 3 месяца малыш начинает реагировать на перемену погоды, новолуние и полнолуние — может беспокойно спать, капризничать без причины.

После третьего месяца малыш уже живет по режиму дня и бодрствования, спит 16–17 часов в сутки, дневной сон 4 раза по 1,5–2 часа.

Ребенок должен много времени проводить на свежем воздухе — 5–6 часов в день с ним необходимо гулять на улице. За исключением морозов выше 10 градусов.

Солнечные лучи укрепляют организм и в нем вырабатывается витамин Д, который просто необходим для повышения иммунитета и профилактики рахита и анемии. В крайнем случае, выносите коляску на балкон или лоджию, только следите, чтобы не попадали прямые солнечные лучи или дождь. Особенно тщательно предохраняйте малыша от сквозняков.

Инфографика — продолжительность сна младенца в зависимости от возраста

Развивающие игры с ребенком в 3 месяца

Возьми игрушку

Положив малыша на живот, разложите передним 2–3 яркие игрушки и погремите ими. Если карапуз пытается дотянуться до одной из них, подставьте ладонь под стопу ножки — почувствовав опору, будет попытка оттолкнуться. Эта развивающая игра для ребёнка 3 месяца поможет ему раньше начать ползать.

Зайчик (игра с мягкой игрушкой)

Раз-два-три-четыре-пять (Взять игрушку, потрясти)
Вышел зайчик поскакать (Вверх-вниз)
Огляделся (Вращать голову)
Повертелся (Вращать игрушку)
Посмотрел наверх и вниз (Наклонить вперед-назад)
Пробежался (Бежать)
Забоялся (Спрятать за спину)
Где ты, зайчик, отзовись! (Показать)

Какой должна быть первая погремушка

Она должна быть достаточно заметной — цветной, яркой или блестящей, с контрастными рисунками. Предпочтительны сочетания красного, желтого, синего, зеленого цветов, а также элементы черно-белых узоров (клетки, полоски, волны, спирали, точки и круги). И она безусловна должна быть очень легкой!

Выбирайте:

  • Погремушки с рифленой или шершавой ручкой.
  • Погремушки в форме кольца и с ручкой в форме палочки.

Слушаем музыку

Включайте разную музыку: весёлые детские песенки, классическую, колыбельные. Старайтесь в такт звучания совершать какие-то действия (хлопать в ладоши, кружиться с ребёнком на руках, раскачиваться, подпевать).

ребенок слушает музыку

Детям раннего возраста рекомендуется прослушивание таких аудиозаписей, в которых преобладают инструменты с вибрациями на высоких тонах: арфа, флейта, колокольчик. При этом дыхание младенца начинает подстраиваться по ритм проигрываемого аудиозаписи и нормализуется.

Также известно, что отлично подходит для прослушивания грудничками классическая музыка, к примеру, Вивальди или Моцарта. Так научно доказано, что мелодия из скрипичного концерта «Ночь Вивальди», абсолютно соответствует биологическим ритмам головного мозга, которые он продуцирует во сне.

Сегодня в специализированных детских магазинах в продаже представлены CD-диски с такой музыкой, на которую наложены сердечные ритмы крохи, что способствует успокоению грудничков.

Тем малышам, которые являются легковозбудимыми и часто беспокойны, лучше всего воспроизводить медленную музыку (аданте, адажио), — как правило, это вторая часть большинства инструментальных концертов и сонат.

Кроме того, необходимо учитывать, что музыка вместе с текстом, оказывает на младенцев большое влияние. Также доказано, что живая музыка лучшее воздействует на кроху, чем аудиозапись. Именно поэтому, никакой аудиофайл не сравниться с колыбельной, которую поёт мама самостоятельно.

Полезно знать

Использовать наушники при прослушивании категорически запрещено. Это объясняется тем, что конструкция любых наушников такова, что они генерируют направленный звук, в то время как слуховой аппарат крохи способен улавливать лишь рассеянный.

Чудо-браслет

Наденьте на ручку (или ножку) малыша браслет из трикотажной ткани, на которой нашиты колокольчики, бубенчики. Развитие координации, изучение своих ручек и ножек, а также ориентация в пространстве будет намного интересней.

Занятия на мяче

Приобретите фитбол. Сейчас ребёнок уже может достаточное время лежать на животике, и какое-то время держать головку. Положив его на большой надувной мяч, покачайте его вперед-назад, осторожно, вправо-влево. Развивается ориентация в пространстве и вестибулярный аппарат.

Пальчиковые игры

Перебирая пальчики, приговариваем:

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.

Загибают пальчики ребенка и приговаривают:
Раз, два, три, четыре, пять,
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.

Не забывайте про массаж! С потешками и стишками.

Нужно ли идти в поликлинику в 3 месяца? Прививки в 3 месяца

Да. Проводится плановая диспансеризация в 3 месяца.

Врачи:

  • Педиатр.
  • Невролог.
  • Другие специалисты, если они не осматривали малыша в 1 месяц: ортопед и офтальмолог (окулист).

Плановая вакцинация:

  • 1-я по счету прививка АКДС — против коклюша, дифтерии и столбняка (2-я проводится в 4,5 месяца, а 3-я — в 6 месяцев).
  • Против полиомиелита (1-я по счету, 2-я проводится в 4,5 месяца, а 3-я — в 6 месяцев).

Анализы:

  • Общий (клинический) анализ крови — берется из пальчика (основные показатели: гемоглобин, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, СОЭ).
  • Общий анализ мочи (определяется цвет, прозрачность, рН, присутствие белка, глюкозы, эритроцитов, бактерий).
  • Общий анализ кала (копрология — определяется консистенция, цвет, рН, жир, кровь, лейкоциты).

Видеоблог — 3 месяца

Тиму 3 месяца. Игры/Врач/Прививки

Гимнастика для ребенка 3 месяца. Учимся переворачиваться.

Массаж ребенку 3 месяца. Как я делаю массаж

3,5 месяца. Прививки/Сон/Режим/Игры

При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы – Леонида Ростиславовича Биттерлиха

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации